Предпроектное исследование
До начала работы над собственным проектом необходимо изучить опыт конкурентов и оценить конкурентоспособность своего проекта, перспективы его развития, правильно сформулировать задачи, рассчитать трудоемкость и пр. То есть, если говорить в целом — предпроектное исследование нужно для того, чтобы новый проект в итоге оказался успешным.

Как известно, до начала работы над собственным проектом, необходимо изучить опыт конкурентов и оценить конкурентоспособность своего проекта, перспективы его развития, правильно сформулировать задачи, рассчитать трудоемкость и пр. Если говорить в целом — предпроектное исследование нужно для того, чтобы новый проект в итоге оказался успешным.
В предпроектном исследовании важно поставить правильные цели. В исследовании рынка это будет 6 основных вопросов:
  • Каков объем данного рынка в деньгах.
Он вычисляется по формуле:
ОБЪЕМ РЫНКА В ДЕНЬГАХ = ТОВАРЫ х КОЛИЧЕСТВО х СТОИМОСТЬ
Эти данные обычно представлены в консалтинговых отчетах и стратегиях развития компаний.
  • Объем рынка в покупателях или пользователях.
Этот показатель особенно важен в цифровой сфере, когда при запуске проекта решающее значение имеет количество пользователей данного продукта.
  • Количество игроков на рынке.
Ответ на этот вопрос помогает сориентироваться, насколько рынок консолидирован, насколько сильна конкуренция на нем. Иногда эти данные помогают ответить на вопрос, стоит ли вообще выходить на рынок именно в этой нише или лучше поискать другие.
Если же рынок сильно консолидирован и на нем присутствует два-три больших игрока, занимающие 80% всего объема рынка, важно выстроить свою стратегию, ориентируясь, например, на узкий сегмент целевой аудитории, в котором новый игрок будет лучше своих крупных конкурентов. Еще один вариант: находить проблему, которую не закрывают конкуренты, и работать с аудиторией, для которых эта проблема достаточно важна.
  • На какой стадии развития находится рынок.
Если это стадия роста, новый игрок включает перспективу роста рынка в свои прогнозы. При этом следует учитывать, что рост рынка не происходит с одними и теми же темпами в течение многих лет, скорость его развития меняется.
Если же рынок идет на спад, новый игрок может еще раз задаться вопросом, стоит ли на него выходить.
  • Сегменты клиентов на рынке.
Сегменты клиентов могут различаться по уровню их дохода, по наличию определенных проблем и пр. Каждый клиентский сегмент требует свои инструменты по продажам, свои маркетинговые стратегии. При этом не обязательно при выходе на рынок закрывать сразу все клиентские сегменты.
Изучая клиентские сегменты, важно ответить на вопросы: что потребитель ищет на рынке, почему ему нужен именно этот продукт и чем этот продукт, с точки зрения потребителя, лучше, чем у конкурентов.
Все эти вопросы помогают изучить прошлое ниши, ее текущее состояние и динамику. Однако главным вопросом, который поможет принять решение на будущее, выстроить правильную стратегию и запустить продукт на рынке, является:
  • новости и тренды в данной нише.
Именно этот пункт лучше всего говорит о том, куда направляется рынок в данном сегменте, каким будет его потребитель через 3−5 лет, какие будут конкуренты, с какими темпами рынок будет расти и пр.
Пример: ниша — домашнее онлайн-образование
Для примера проведения предпроектного исследования рассмотрим нишу — домашнее онлайн-образование. Представим портрет целевой аудитории — это обычно это семейные пары с доходом выше среднего и, как правило, с количеством детей больше одного.

Для анализа этого портрета в динамике можно изучить данные Росстата, вероятность развода в такой семье, рождения в ней нового ребенка. Также стоит продумать, как могут меняться доходы населения в ближайшем будущем и пр.
При этом следует учесть тот тренд, что сегодня многие перестают работать офисе и переходит либо на гибридный формат работы, либо остаются работать дома. Значит, у семейных пар появится больше возможностей оставлять детей дома и предоставлять им тот уровень домашнего образования, который они предпочтут.
Изучая этот тренд, можно посмотреть прогнозы по росту рынка на фрилансе, в частности, самозанятых, и оценить, насколько может увеличиться целевая аудитория в ближайшие годы.
Отдельно следует продумать барьеры для данного бизнеса. Это может быть недоступность к интернету в некоторых регионах. Для понимания перспективы в этом вопросе можно посмотреть стратегию министерства цифрового развития и оценить перспективы снижения этого барьера.
И конечно, важно рассмотреть ситуацию с конкурентами. Это не только государственные школы, но и частные, в том числе онлайн-школы за рубежом. Здесь также надо проверить темпы роста числа частных школ, изучить, чем они привлекают свою аудиторию, как растут и чему обучают. В результате нужно ответить на вопрос, чем новый проект будет лучше конкурентов.
Все это позволит в итоге определить в цифрах показатели потенциального роста целевой аудитории в выбранной нише.
Если посмотреть, как рос рынок до текущего момента, посчитать среднегодовой темп прироста, то можно спрогнозировать, что рынок останется примерно таким же, так как, с одной стороны, он будет расти за счет фрилансеров, а с другой — часть пар откажется от семейного образования после развода, а у части аудитории снизятся доходы.
Стоит иметь в виду, что значительную часть информации для проведения предпроектного исследования можно найти не выходя из дома:
  • готовые исследования
  • статистика по России и миру
  • экспертные оценки
  • отчеты и финансовые показатели конкурентов
  • статистика запросов и тренды
Желаем успехов в вашем продвижении!